Полезно знать

На этой странице мы будем делиться с Вами полезной информацией, интересными статьями  

***
«Как заниматься с ребенком в домашних условиях»

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!
Каким бы медленным ни было продвижение, сконцентрируйтесь на успехах ребенка и не мучайте себя, сравнивая его с "нормальными" сверстниками. Живите настоящим и двигайтесь вперед.

1. Успешнее всего ребенок приобретает умения и навыки в игровой деятельности, где он может проявить самостоятельность и инициативу.
2. Необходимо несколько раз в день, по 10-15 минут,в зависимости от особенностей ребенка заниматься в специально отведенном месте, где в поле его зрения будет ограниченное число игрушек.
3. Начинать с тех заданий, которые ребенок уже делает и постепенно вводить новые.
4. Не забывайте поощрять старательность ребенка, даже если его попытки справиться с заданием были неудачными.
5. Всегда доводите до конца выполнение задания, не прерывайте.
6. Очень важно- регулярное общение с ребенком будет способствовать развитию у него познавательных интересов, формированию новых, необходимых умений и навыков.
7. Занимаясь с ребенком, всегда помните о вреде перегрузки во время занятий, которая может отрицательно сказаться на его нервной системе; старайтесь, чтобы домашние занятия приносили детям радость и пользу для их дальнейшего развития!

8. Больше играйте с детьми. Игра с детьми – это не только забава, но и терапевтическая процедура, которую надо проводить регулярно и целенаправленно. Игры, так же как и игрушки, должны соответствовать возрасту ребёнка, его физическим и умственным способностям. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание память. Если у малыша тревожное или агрессивное настроение, попробуйте обыграть и обговорить это, пусть куклы, мишки, зайки помогут вам в этом. Ребёнок, говоря за куклу или другую игрушку, расскажет о том, что его беспокоит. Чувства, выраженные словами, ослабнут, эмоции выйдут наружу; ребёнок успокоится. Для этого также подходят рисование и лепка. Ребёнок воплотит в образы свои страхи или радость. Игра и творчество – прекрасные средства психотерапии. 
                                                                          
                                                                    Учитель-дефектолог 


***
«РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ РЕБЁНКА
КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»


Специальными исследованиями установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырём годам «зрелый» ребёнок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.
Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остаётся на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4 – 6 –летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит – улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.
Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребёнка играм с пальчиками. Малыш 2 – 3 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребёнка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное – чётко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности и лёгкости движений.
Ребёнок постепенно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Ему необходимо всё трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддерживают это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твёрдые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Для детишек до года достаточно предлагать предметы и игрушки в различной поверхностью, листы бумаги, которые можно рвать и мять, мягкие игрушки.
Для малышей после 1 года очень полезны специальные пальчиковые краски (ребёнок опускает в краску руку или пальчик и «рисует» на большом листе бумаги), пластилин (под присмотром взрослого) – его можно пока просто мять и разрывать на кусочки.

Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков. Уже с 3-х лет можно предложить ребёнку что-нибудь резать (бумагу резать проще, ткань, нитки – сложнее).
После 3-х лет обязательно приобретите ребёнку мозаику (сначала самую крупную), пазлы для малышей (большие кусочки); интересны вкладыши типа Монтессори, нанизывание бус и, конечно, рисование (карандашами, красками с кисточкой).
Все эти игры приносят детям радость и развивают ручки, а через них - мышление, речь, внимание и т. д. для того чтобы движения рук ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).
Детям даются задания:
– застёгивание пуговиц;
– завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
– переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.
Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массирует руку вашего малыша, развивает его тактильные ощущения.
Предлагаем вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5 – 7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа.

Шалун

Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому – не дала.
Он много шалил, свою тарелку разбил.
Чертить круговые линии на ладони малыша.
Загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов.
Пальцами другой руки взять мизинчик и слегка покачивать.

   

Белочка
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.


Пастушок

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит,
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток
кашей кормить.
Пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе.
Хлопки в ладоши.








Можно произносить имя ребёнка.
Указательным пальцем одной руки делать круговые движения по ладони другой руки.


Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.



         ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребёнка – взрослый берёт каждый пальчик ребёнка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребёнка. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приёмы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу – малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.
Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) нанизывание колец пирамидок – также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.
Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узелков, шнуровка.
Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристёгивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребёнку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплён так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.
Можно также использовать следующие материалы и игры:
·       Наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
·       Наборы колей разной величины для нанизывания их на стержень;
·       Цветные клубочки ниток для перематывания;
·       Деревянные игрушки (собрать матрёшку, сложить их кубиков поезд, стульчик, домик и т. п.);
·       Мозаика по возрастающей сложности;
·       Нанизывание бус, бисера, пуговиц;
·       Наборы верёвочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
·       Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
·       Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
·       Вязание, шитьё, вышивание;
·       Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

·       Лепка из глины или пластилина;

Комментариев нет:

Отправить комментарий